Характеристика законов и проектов законов автономного округа
Принятые законы автономного округа
Базовые законы автономного округа
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1721), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Данным Законом утвержден отчет об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год. Доходы бюджета за отчетный период составили 197 018 719,7 тыс. рублей или 110,2 процента к уточненному плану, расходы – 184 362 621,0 тыс. рублей или 98,5 процента, профицит бюджета –12 656 098,7 тыс. рублей.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1723), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Утвержден отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – Фонд) за 2014 год со следующими основными показателями:
общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 37 793 792,6 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, полученные из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 876 997,0 тыс. рублей, из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сумме 17 152 152,8 тыс. рублей;
общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 37 930 178,2 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, переданные бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сумме 11 000,0 тыс. рублей;
объем дефицита бюджета Фонда в сумме 136 385,6 тыс. рублей.
Установлен переходящий остаток денежных средств Фонда на 1 января 2015 года в сумме 2 311 653,6 тыс. рублей.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1725), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" регулирует отдельные вопросы осуществления стратегического планирования в автономном округе.
Законом определены участники стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: Дума автономного округа, Губернатор автономного округа, Правительство автономного округа, исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, Счетная палата автономного округа, иные органы и организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, а также полномочия органов государственной власти автономного округа.
Кроме того, Законом определены документы стратегического планирования в автономном округе, а также требования к их содержанию.
Законы автономного округа о внесении изменений
в базовые законы автономного округа
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об административных правонарушениях" (принят во втором окончательном чтении, постановление № 1719).
Законом установлена административная ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в дневное время при использовании на повышенной громкости бытовой электронной техники в помещениях многоквартирных домов, а также уточнено само понятие бытовой электронной техники.
Уточнены санкции за административный проступок в части нарушения покоя граждан с 22.00 до 8.00 часов, за размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, рисунков и надписей в неустановленных местах а также установлена ответственность юридических лиц за данные правонарушения.
Ответственность за выпас скота вне установленных мест и домашней птицы в запрещенных для этих целей местах распространена на все муниципальные образования автономного округа, а не только на городские и сельские поселения.
Кроме того, дано определение термина "разукомплектованное транспортное средство", раскрывающее содержание данного понятия, а также предусмотрена административная ответственность за хранение разукомплектованных транспортных средств в нарушение требований муниципальных правовых актов.
Дополнительно установлена ответственность за нарушение запрета на размещение автотранспортных средств на газонах и детских игровых площадках.
Также уточнен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере бюджетного законодательства" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1727), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Изменения внесены в следующие законы автономного округа:
1) "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" в части приостановления до 1 января 2016 года действия положений, предусматривающих уточнение в бюджете автономного округа параметров бюджета на плановый период, а также положений, устанавливающих предоставление одновременно с корректировкой бюджета автономного округа уточненного прогноза социально-экономического развития автономного округа на плановый период.
Кроме того, дополнена норма, согласно которой одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета автономного округа в Думу автономного округа представляется сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ автономного округа;
2) "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" в части дополнения положением, предусматривающим возможность утверждения в бюджете автономного округа на плановый период не распределенного между муниципальными районами (городскими округами) объема субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти автономного округа по расчету и предоставлению дотации бюджетам поселений в размере не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на второй год планового периода.
Также пункт дополнена норма, в соответствии с которой субсидии местным бюджетам, подлежащие перечислению в бюджеты городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района, направляются муниципальными районами в форме иных межбюджетных трансфертов на те же цели.
Признано утратившим силу положение, определяющее, что муниципальные районы автономного округа направляют субсидии, полученные из бюджета автономного округа, в бюджеты городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района, в виде иных межбюджетных трансфертов и предусматривают аналогичные условия их предоставления.
Кроме того, статья 10 изложена в новой редакции, предусматривающей предоставление из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских и сельских поселений межбюджетных трансфертов в форме субвенций на осуществление соответствующих государственных полномочий с учетом положения пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части изменения расчета определения поселений, которым устанавливаются ограничения, для принятия дополнительных мер в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения доходов бюджета поселения.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в статью 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1729), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В связи с тем, что отношения, касающиеся заключения договора аренды имущества от имени Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также бюджетного учреждения автономного округа, регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и, следовательно, работодатель (государственный орган автономного округа, государственное учреждение автономного округа) не возмещает расходы по договорам аренды жилого помещения приглашенным специалистам в силу их отсутствия, из статьи 6 указанного Закона исключено понятие "аренда жилого помещения".
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в статью 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1732), внесен в качестве законодательной инициативы Комитетом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению.
Данным Законом изменен порядок внесения в Думу автономного округа кандидатур для назначения на должность мирового судьи, а именно справка о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи представляется гражданами, не являющимися судьями, и судьями, пребывающими в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к исполнению обязанностей мировых судей.
Кроме того, дано определение документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата для назначения на должность мирового судьи. Документ должен подтверждать высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция".
Также внесены изменения в положение, касающееся представления копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1734), внесен в качестве законодательной инициативы Комитетом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению.
Изменения внесены в следующие законы автономного округа:
1) "О пожарной безопасности";
2) "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры";
3) "О народных художественных промыслах в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
4) "О регулировании отдельных вопросов в области ветеринарии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
5) "О наказах избирателей депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры";
6) "О регулировании отдельных вопросов в области охраны и использования животного мира на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры";
7) "О регулировании отдельных вопросов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
8) "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
9) "О факториях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
10) "О развитии российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
11) "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
Внесенными изменениями в указанных законах понятие "долгосрочные целевые программы" заменено понятием "государственные программы".
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1736), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Изменения внесены в следующие законы автономного округа:
1) "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры";
2) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
3) "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
Данные законы приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства в части используемой терминологии.
Уточнено положение о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих автономного округа (муниципальных служащих) и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы автономного округа, (муниципальной службы), а также меры ответственности за непредставление (представление недостоверных данных) таких сведений.
Установлен запрет для гражданских служащих автономного округа (муниципальных служащих), чья деятельность связана с подготовкой решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, открывать и иметь счета в иностранных банках.
Кроме того, изменениями, внесенными в Закон "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре", определено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух последних из трех отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Правительством автономного округа нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О защите населения и территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" (принят в первом и втором окончательном чтениях, постановление № 1738), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Внесенными изменениями полномочия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций дополнены полномочием по установлению порядка организации и обеспечению осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации.
Проекты законов автономного округа, принятые в первом чтении
Проекты законов автономного округа о внесении изменений в базовые законы автономного округа
Проект закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (принят в первом чтении, постановление № 1730), внесен в качестве законодательной инициативы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Предлагается наделить комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве автономного округа – Югры полномочием по принятию решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Предлагается внести изменения в методику расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления отдельных государственных полномочий по образованию и организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в части уменьшения текущих расходов на содержание и организацию деятельности комиссий с 25 процентов до 15 процентов.
Также в связи с ростом численности населения, в том числе детского населения, проживающего в муниципальных образованиях автономного округа, предлагается предусмотреть увеличение штатной численности работников, осуществляющих переданные органам местного самоуправления муниципальных образований отдельные государственные полномочия по образованию и организации деятельности территориальных комиссий, на восемь человек.
Кроме того, предлагается дополнить Закон положением, в соответствии с которым муниципальные образования автономного округа, превысившие нормативы, используемые в методике расчета, осуществляют финансовое обеспечение дополнительных расходов комиссий за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета муниципального образования.
Постановления Думы автономного округа о прогнозах
социально-экономического развития автономного округа,
информациях об исполнении бюджета, информациях о реализации
программ автономного округа
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об информации об управлении и о распоряжении государственным имуществом, в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках, перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о результатах приватизации за 2014 год" (постановление № 1740).
Данным Постановлением информация об управлении и распоряжении государственным имуществом, в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках, перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о результатах приватизации за 2014 год принята к сведению.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об отчете об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за первый квартал 2015 года" (постановление № 1741).
Данным Постановлением отчет об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за первый квартал 2015 года принят к сведению.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об информации об исполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" в 2013–2014 годах" (постановление № 1742).
Данным Постановлением информация об исполнении в 2013–2014 годах Закона автономного округа "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" принята к сведению.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об информации об исполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" в 2013–2014 годах" (постановление № 1743).
Данным Постановлением информация об исполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" в 2013–2014 годах принята к сведению.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об информации об исполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" в 2013–2014 годах" (постановление № 1744).
Данным Постановлением информация об исполнении в 2013–2014 годах Закона автономного округа "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" принята к сведению.
Постановления Думы автономного округа, принятые по кадровым вопросам
О назначении мировых судей (постановление № 1718).
На десятилетний срок полномочий назначена Байкина Светлана Владимировна на должность мирового судьи судебного участка № 3 Нижневартовского судебного района с 21 июня 2015 года.
На трехлетний срок полномочий назначена Пушкарская Инна Александровна на должность мирового судьи судебного участка № 2 Радужнинского судебного района с 28 мая 2015 года.
Постановления Думы автономного округа о награждении
О награждении Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (постановление № 1717).
Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры награждены 26 человек.
Постановления Думы автономного округа по иным вопросам,
рассмотренным на заседании Думы автономного округа
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О ежегодном докладе Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год" (постановление 1745).
Данным Постановлением ежегодный доклад Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год принят к сведению.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об информации Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре "О соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 году" (постановление № 1746).
Данным Постановлением информация Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре "О соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 году" принята к сведению.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О признании утратившими силу отдельных постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного округа" (постановление № 1747).
Постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 16 декабря 1996 года № 21-IIод "О сроках уплаты налога с владельцев транспортных средств на территории Ханты-Мансийского автономного округа" и от 20 июня 1997 года № 156 "О налоговых платежах, направляемых в территориальный дорожный фонд" были приняты на основании Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", который в настоящее время признан утратившим силу.
На данном основании указанные постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа также признаны утратившими силу.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об обращении Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Министру финансов Российской Федерации А.Г. Силуанову по вопросу изменения порядка расходования территориальными фондами обязательного медицинского страхования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" (постановление № 1739).
Данным Постановлением принято указанное Обращение, в котором предлагается начиная с 2016 года вернуться к существующему до 2015 года порядку расходования территориальными фондами субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывающему особенности движения финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования и предусматривающему направление не использованных в истекшем финансовом году остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в форме субвенций, на завершение расчетов в первом квартале текущего финансового года и реализацию соответствующих мероприятий.
Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в отдельные постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (постановление № 1748).
Изменения внесены на основании обращения депутата Думы автономного округа Юрченко В.М. с целью дополнения целевого назначения наказа избирателей по причине образовавшейся экономии средств в результате проведения аукционов и конкурсов.
Также в связи с обращением депутата Думы автономного округа Айпина Е.Д. изменена цель наказа.
Кроме того, на основании обращения депутата Думы автономного округа Великого С.С. уточнено целевое назначение наказов избирателей депутатам Думы автономного округа.
Руководитель аппарата Думы
Е.А. Пирогова
Начальник Государственно-правового
управления – заместитель
руководителя аппарата Думы
К.А. Дмитриев